При работе FL Studio, раздается треск из колонок, шипение, артефакты

Previous Entry | Next Entry

Добиваемся чистоты звучания. Часть 1

http://fl-lessons.ru выберите удобный размер шрифта:

Добиваемся чистоты звучания

top 5 ошибок 99% электронных музыкантов России возглавляет грязный звук.

Мы слушаем ведущих западных продюсеров и наслаждаемся четким чистым звучанием — переходим в плеере на свой трек — и замечаем разницу.  Есть такая проблема?

О компрессорах, эксайтерах, максимайзерах и финальном эквалайзинге я расскажу вам чуть позже, сегодня же мы посветим наш урок чистоте звучания и вырезания различной “мути” из наших синтюков.

1. С чего начать? Безусловно бороться с плохим звучанием нужно еще до его возникновения. Что я имею ввиду? А то, что выбирать нужно только лучшие VST-синтезаторы. Итак, для начала прочитайте статью:

VST-синтезаторы. Боремся с пресетами! >>>

2. Заводим нужные штучки

Имелись ввиду — эквалайзеры. Кто-то предпочитает стандартный графический фруктовый эквалайзер, против него я особо ничего не имею, но сам всегда пользуюсь и вам советую — Voxengo CurveEQ. Он отлично справляется с возложенными на него обязанностями и выдает удивительно чистый звук (не портит, опять же). Что особо приятно, разработчики плагина наши соотечетсвенники (за что им и респект). Что неприятно —  плагин платный. Можете конечно порыскать в поисках полной версии в нете (найти будет затруднительно), а можете качнуть отсюда версию безо всяких ограничений:

Скрытый текст. Получить доступ >>>

3. Обрабатываем каждый инструмент (синт/семпл) эквалайзером

Можно, в принципе, обрабатывать и группами (например все тарелочки)

Итак принцип работы таков: выбираем синт/семпл, вешаем его на отдельный канал микшера. На каждый канал перво-наперво вешаем наш эквалайзер. В моем случае это Voxengo CurveEQ. Во все синты забиваем одну и ту же произвольную партию (длительностью 10-30 секунд)

Начинаем вслушиваться. Что слышим? Каша? — Конечно каша. И именно эту кашу мы сейчас и будем расчищать.

Советы, которые я дальше буду давать не носят “абсолютный” характер (как в прочем в создании музыки не носят абсолютный характер любые советы), но основы основ на этих принципах как раз и строятся.

Итак, допустим у нас есть басс-синт и три синта широкого диапазона. при совместном прослушивании их возникает путаница — нельзя четко различить тембры каждого синтюка.

Что делать:

1) басс-синту даем играть на низких частотах. Для этого в графическом эквалазере значительно занижаем средние частоты и немного выскоких. Внимательно слушаем. Эффект должен быть таким, чтобы звучание не стало совсем унылым, но в тоже время было довольно “ограниченным” по своему частотному диапозону.

2) три синта широкого диапозона. Давайте для начала оставим один из них и займемся оставшимися двумя. Что делаем? Разделяем их “роли”.  Один будет играть на одних частотах — другой на других. Как сделать?

Есть два варианта — использовать фильтр, либо ослаблять эквалазером. Т.к. первый вариант  даст нам неуместную “резкость” звучания, да еще и “замутнит”, будем использовать второй вариант.

Эквалайзер первого синта настраиваем так:

Тут мы ослабили половину средних и все низкие частоты, плюс немного придавили “сверх”-высокие, чтобы не шумели мне 🙂

Эквалайзер второго — вот так:

тут обратная картина. Придавили низа и все выскокие, оставили нижнюю часть средних частот. Включаем слушаем — вуоля, картина прояснилась,

Необходимо помнить:

1) кик корректировать эквалайзером — только по самому минимуму. Как правило, семплы бочек уже частотно  настроены “оптимальным” образом, а внесение корректировок нашими руками может отразиться ухудшением общей картины микса

2) все хорошо — в меру. Как говориться — теория-теорией, а практика — ага-ага. Не увлекайтесь резать все подряд. Ведь смысл эквализации в том, чтобы мы свободно могли различать отдельно звучащие элементы, чтобы схожие по звуку элементы не перекрывали друг-друга по частотам. Именно это достигается путем эквализации и панорамирования (об этом поговорим чуть позже)

Для тех, кто не втыкает, как работать с микшером, есть специальный видео урок. Качать отсюдава: отсюда или отсюда

Profile

fl_teacher

Latest Month

Май 2009
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Посмотреть весь архив записей

Метки

Посмотреть меточки

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner

Fruity Loops Studio — это мощная программа для редактирования и записи звука, используемая как профессиональными рекордерами, так и любителями. Его большое интернет-сообщество пользователей привело к созданию многочисленных плагинов и функций, которые обычно не устанавливаются вместе с приложением. Одна из уникальных вещей, которые вы можете сделать с помощью FL Studio, — это изолировать вокальный трек от песни с фоновой музыкой, а затем извлечь вокал в их собственный уникальный медиа-файл.

Мужчина в наушниках работает по компьютерному кредиту: Wavebreakmedia / iStock / Getty Images

Шаг 1

Откройте аудиофайл, чей вокал вы хотите удалить в студии Fruity Loops.

Шаг 2

Нажмите на окно «EQ Filter» и уменьшите низкие частоты в аудиофайле, а также высшие точки аудиофайла. Сделайте это, щелкнув соответствующий ползунок и переместив его вниз в нужную точку.

Шаг 3

Отрегулируйте ползунок в окне «EQ Filter», пока вы не сможете полностью изолировать вокал от музыкальной дорожки, что позволит вам извлекать вокал в виде собственного уникального файла MP3.

Шаг 4

Сохраните измененный файл FL studio, чтобы вы могли получить доступ к необработанному файлу FL studio. Затем сохраните его как файл MP3, чтобы вы могли сохранить вокальную дорожку в формате MP3. Используйте файл MP3, когда вам нужно использовать извлеченную вокальную дорожку поверх другого удара или песни.

В FL Studio можно загружать инструменты и сэмплы, воспроизводить их в реальном времени или добавлять вручную ноты, записывать внешние звуки и воспроизводить весь микс обратно через микшер, добавляя необходимые эффекты. Завершенный проект в FL Studio можно экспортировать в аудиофайлы .wav, .mp3 или .ogg.

Главные окна FL Studio

Рабочий стол FL Studio представлен несколькими окнами, большинство из которых являются подвижными (с наложением), масштабируемыми и переключаемыми, поэтому, если какое-то окно не видно, откройте его с помощью панели быстрого доступа или горячих клавиш, указанных в скобках ниже.

Основными окнами, вовлеченными в создание музыки FL Studio, являются:

  • Channel Rack (стойка инструментов) – (F6)
  • Piano roll (пианоролл) – (F7)
  • Mixer (микшер) – (F9)
  • Playlist (плейлист) – (F5)
  • Browser (браузер) – (Alt+F8) используется для доступа к аудиофайлам, плагинам и пресетам в FL Studio.

Если вам понадобится сбросить параметры положения всех окон в FL Studio, нажмите Ctrl+Shift+H (или см. настройки меню «Вид»).

Инструменты

Channel Rack – это панель с инструментами (плагинами), которые создают звук, а также с генераторами звука. Все паттерны имеют доступ ко всем инструментам в Channel Rack.

Инструменты в FL Studio, как правило, подразделяются на два типа:

  • Программные синтезаторы, создающие звук при помощи внутреннего «движка»;
  • Проигрыватели сэмплов, которые воспроизводят «аудиозаписи» (ударные и барабанные и другие сэмплы).

Есть несколько способов загрузить новый инструмент в Channel Rack:

  • Откройте Plugin Picker (F8), затем перетащите плагин в область в начале выбранного трека плейлиста. Трек плейлиста и первая пустой трек микшера будут названы автоматически, а плагин будет перенаправлен на эту дорожку микшера. Также можно дважды щелкнуть по плагину в Picker или перетащить его в Channel Rack.
  • Перетащите пресет плагина или сэмплы/лупы из браузера в трек микшера. Вы также можете поместить его на Channel Rack и плагин будет направлен на трек Master Mixer.
  • Используйте кнопку «Добавить канал» в нижней части окна Channel Rack.
  • Используйте меню «Добавить» (Add).

Для замены существующего канала инструмента нажмите правой кнопкой мышки по кнопке канала и выберите «Заменить>» на всплывающем меню.

В FL Studio cэмплы и паттерны также можно перетащить из Browser в плейлист. При перетаскивании сэмпла в плейлист в окно каналов сразу добавляется инструмент Audio Clip. В качестве альтернативы можно щелкнуть по сэмплу в браузере правой кнопкой мышки и «отправить» его на выбранный инструмент в появляющемся списке.

Сочинение и редактирование

Музыкальные ноты и аккорды в FL Studio можно играть «вживую», используя клавиатуру контроллера или ввести вручную в окне Piano Roll (открывается кликом правой кнопки мышки по кнопке канала) или воспользоваться по умолчанию Step Sequencer для запуска сэмплов ударных.

На панели Channel Rack справа от каждой кнопки инструмента находится либо отображение Step Sequencer (ряды квадратов), либо мини-превью Piano Roll (зеленые линии). Новые инструменты в FL Studio по умолчанию начинаются с пустого паттерна Step Sequencer.

Step Sequencer активируется кликом левой кнопкой мышки по квадратам, а отключается кликом правой кнопкой мыши. Чтобы активировать Piano roll, кликните левой кнопкой мыши по окну мини-предпросмотра.

Для добавления нот в Piano roll удобно пользоваться карандашом. С его помощью можно рисовать ноты необходимого размера. При растягивании квадрата курсором мышки вверх/вниз меняется высота, а изменение нот вправо увеличивает длительность звука. Созданные «плиточки» образуют паттерны.

При редактировании паттернов в FL Studio убедитесь, что вы находитесь в режиме «Pattern», чтобы при нажатии воспроизведения проигрывался именно выбранный паттерн. Для изменения паттернов двигайтесь вверх/вниз, удерживая при этом левую кнопку мышки на соответствующем индикаторе-переключателе.

Плейлист

Playlist (плейлист) в FL Studio последовательно воспроизводит все элементы проекта, чтобы создать финальную композицию. Окно плейлиста представляет собой стек многоцелевых «клиповых треков», в которых могут размещаться паттерн-клипы, аудиоклипы и клипы автоматизаций.

В отличие от многих других секвенсоров, треки плейлиста не привязаны к какому-либо инструменту, аудиозаписи или даже типу клипа. Можно разместить любой тип клипа в любом месте и даже наложить клипы друг на друга. Когда указатель воспроизведения достигает конкретного клипа, FL Studio проигрывает все, что содержит клип.

Клиповые треки в плейлисте могут быть названы, окрашены, перемещены вверх/вниз или «выключены». Чтобы внести изменения нажмите правой кнопкой мышки в области имени в начале каждого трека.

При воспроизведении убедитесь, что вы находитесь в режиме песни (song mode), чтобы FL Studio проигрывал паттерны из плейлиста, а не выбранный паттерн. Также для проигрывания паттерна/плейлиста можно воспользоваться кнопками для воспроизведения в верхней части окна канала и плейлиста.

Микширование

В FL Studio звук из каждого канала отправляется на один из треков микшера для добавления эффектов (реверберация, задержка и др.) и установки уровней. Mixer также является местом, где «внешний» звук с микрофона, гитары или синтезатора может быть записан вместе с «внутренними» инструментами. Записанный звук показывается в плейлисте в виде аудиоклипа.

Установить «место назначения» трека микшера можно с помощью переключателя слева от кнопки канала. Этот переключатель также доступен в настройках инструментов канала (значок шестеренки).

В FL Studio клиповые треки в плейлисте не привязаны к трекам микшера, а маршрут Channel Rack > Mixer определяет треки микшера, которые будут использоваться. Следовательно, каналы инструментов привязаны к трекам микшера, а не к трекам плейлиста. Например, 1 паттерн-клип на 1 треке плейлиста может запускать каждый инструмент Channel Rack и, следовательно, все треки микшера, если они были направлены соответствующим образом.

Экспорт аудио в FL Studio

Окончательный микс экспортируется из FL Studio в форматах .wav, .mp3 или .ogg путем выбора опции экспорта в меню File. Данный процесс проходит в оффлайн режиме и называется рендерингом.

Если вы хотите создать аудио-CD, нужно рендерить в 16-битные файлы 44,1 кГц в формате .wav. FL Studio не записывает компакт-диски, поэтому нужно будет использовать стороннее приложение.

Проект

  • Ctrl+O – Открыть проект
  • Ctrl+S – Сохранить проект
  • Ctrl+N – Сохранить новую версию проекта, с добавлением к имени файла цифр _2, _3, _4, _5 и т.д.
  • Ctrl+Shift+S – Сохранить проект как…
  • Ctrl+R – Сохранить трек в wave файл, в в режиме паттерна – сохранить паттерн в wave файл
  • Ctrl+Shift+R – Сохранить трек в mp3 файл, в в режиме паттерна – сохранить паттерн в mp3 файл
  • Ctrl+Shift+M – Сохранение midi – для прослушивания midi файла нажмите Tools => Macros => Prepare for Midi Export. Затем на любой слот эффектов поставьте Fruity LSD. Во Fruity LSD выберите порт 0, затем для каждого midi инструмента выберите нужный патч
  • Alt+0,1,2…9 Открыть недавно использованные проекты в порядке их предыдущего открытия
  • Ctrl+Shift+H – Реорганизовать окна в FL Studio

Паттерн

  • Numpad 1…9 – Выбрать паттерн с 1-го по 9-й
  • “+” – Следующий паттерн
  • “-“ – Предыдущий паттерн
  • Стрелка вправо – Следующий паттерн
  • Стрелка влево – Предыдущий паттерн
  • F4 – Выбрать следующий незанятый паттерн

Степ-секвенсор

  • 1…9, 0 – Заглушить/Включить – работает для первых десяти каналов, начиная с самого верхнего
  • Ctrl+1…9, 0 – включение режима соло для определённого канала
  • Стрелка вверх/Стрелка вниз – Выбрать канал
  • Ctrl+Del – Удалить выделенные каналы
  • Alt+G – Сгруппировать выбранные каналы, например “Audio Clips”, “Synth’s, “Drum” и т.д.
  • Alt+Z – Сжать выделенные каналы (графически)
  • Alt+U – Развернуть все сжатые каналы
  • Alt+Стрелка вверх – Переместить выделенные каналы вверх
  • Alt+Стрелка вниз – Переместить выделенные каналы вниз
  • Page Up – Следующая группа каналов (те же “Audio Clips”, “Drum”)
  • Page Down – Предыдущая группа каналов
  • Ctrl+X – Вырезать содержимое канала
  • Ctrl+C – Копировать содержимое канала
  • Ctrl+V – Вставить содержимое канала
  • Ctrl+Shift+C – Сделать копию канала. Создаётся абсолютно идентичный канал, с теми же посылами на слот микшера и теми же инструментами.
  • Shift+Стрелка влево – Сдвинуть шаги влево
  • Shift+Стрелка вправо – Сдвинуть шаги вправо
  • Alt+R – Открытие меню Рэндомайзера, для создания рэндомного звучания выбранного канала
  • Alt+P – Открыть канал в Piano Roll
  • K – Открыть Keyboard Editor
  • G – Открыть Graph Editor
  • Alt+C – Изменение цвета выделенного канала
  • Ctrl+Alt+C – Градиентная заливка выделенных каналов

Проигрывание/запись трека

  • BackSpace – Переключать привязку Line/None
  • Space (Пробел) – Воспроизведение/Остановка
  • L – Переключение между режимами Паттерна/Трека
  • R – Включить/выключить запись
  • NumPad 0 – Ускоренное воспроизведение (x4)
  • Ctrl+NumPad 0 – Замедленное воспроизведение (x4)
  • NumPad / – Предыдущий такт
  • NumPad * – Следующий такт
  • Ctrl+E – Включение/Выключение Step Edit Mode
  • Ctrl+H – Остановить все звуки
  • Ctrl+T – Включить/выключить режим виртуального пианино
  • Ctrl+B – Включить/выключить смешивание нот во время записи
  • Ctrl+Shift+M – Включить/Выключить метроном
  • Ctrl+P – Предварительный отсчет перед записью
  • Ctrl+I – Начать запись при нажатии любой клавиши-ноты, при уже включённой кнопки записи

Окна

  • Tab – переключение между открытыми окнами
  • Enter – Свернуть/развернуть плэйлист
  • Esc – Закрыть активное окно
  • F1 – Вызов помощи
  • F5 – Отобразить плейлист
  • F6 – Отобразить степ-секвенсор
  • F8 – Включить/включить браузер, который можно перетягивать по экрану, а также закреплять справа/слева
  • F9 – Показать/скрыть микшер
  • F10 – Открыть окно настроек
  • F11 – Открыть окно информации о проекте, установив в этом окне галочку “Show It on opening” и заполнив поля окна, при открытии этого проекта в следующий раз на передний план вылезет описание проекта
  • F12 – Закрыть все окна

Микшер

  • Alt+Стрелка влево/Стрелка вправо – Передвигать выбранный канал микшера влево/вправо
  • Alt+L – Выбрать все каналы-инструменты пропущенные через выбранный канал микшера
  • Ctrl+L – Послать канал на свободный слот эффектов
  • F2 – Переименовать выбранный канал
  • S – Соло выбранного канала
  • Alt+S – Соло канала микшера, также все каналы посланные на этот канал, также каналы в которые идет сигнал с выбранного канала.
  • Alt+R – Сохранить каналы, отмеченные дискетой в wave

Плейлист

  • Shift+Ctrl+Ins – Вставить паттерн перед выделенным паттерном
  • Shift+Ctrl+Del – Удалить выбранные паттерны
  • Shift+Ctrl+C – Клонировать паттерн
  • Alt+Стрелка вверх/Стрелка вниз – Переместить паттерн вверх/вниз
  • Alt+G – Выбрать цвет фона плэйлиста
  • Alt+C – Сменить цвет выбранных каналов
  • 0 (ноль) – Выровнять относительно текущего фрагмента трека

Пианино

  • Shift+Левый клик и перетягивание – Клонировать выбранные ноты
  • Alt+V – Включить тени нот, которые играют на других каналах в этом паттерне
  • Alt+B – Основные ноты сделать светлыми, альтерированные темными.
  • Ctrl+M – Импортировать midi-файл
  • Ctrl+A – Выбрать все
  • Alt+C – Изменить цвет выбранных нот
  • Ctrl+Стрелка вверх – Переместить ноты на октаву вверх
  • Ctrl+Стрелка вниз – Переместить ноты на октаву вниз
  • Alt+Y – Отразить выбранные ноты вертикально/горизонтально

78 981 просмотров

В этой статье поговорим про то как выглядит оптимизация FL Studio. Важно получение максимальной производительности при работе в этой DAW.

Итак, как мы знаем, FL (в отличие от Ableton Live) может использовать не более 50% ресурсов ПК для работы над проектами и не более 1 ядра. Это значит, что если у вас, например, 8 ГБ оперативки, то для работы в ней будет доступно лишь около 4000 мегабайт, т.е. половина. А поскольку проекты наши со временем становятся всё больше и разнообразней, то рано или поздно мы сталкиваемся с проблемой оптимизации, ресурсов компьютера становится недостаточно.

Что же можно сделать пока вы не купили себе мощный комп и какие привычки стоит выработать заранее, чтобы даже после его покупки получить максимальную производительность? Правильно, необходимо оптимизировать работу в программе, саму программу и систему!

Содержание

Freezing (фризинг)

Обычно проект уже начинает лагать после добавления какого-нибудь жручего Serum или сложного Spire-пресета, хотя даже на том же стандартном Harmor можно нарулить такое, что мало не покажется. В общем, делаем следующим образом: создаём пустой Sampler в Channel rack’е (это где синтезаторы) и копируем туда midi-партию, играющую в жручем синте. Это потом пригодится, чтоб вспомнить что вообще у нас за партия в инструменте.

Далее кликаем на паттерн и жмём «render as audio clip..» — выбираем WAV 24 bit и 512-point sinc, а также оставляем включёнными следующие опции: HQ for all plugins, Disable maximum polyphony и Trim PDC silence. Остальные пункты (особенно Enable insert effects и Enable master effects) включёнными нам не нужны!

В Picker panel сбоку образуется WAV файл, которую нужно закинуть на тот же микшер-канал, где был синт, а сам синт удаляем из проекта, предварительно сохранив его пресет. Чтобы почувствовать освобождение памяти, после проделанной процедуры нужно сохранить проект, закрыть FL и открыть проект снова.

Рендеринг синтезатора в Directwave

Собирался уже расписывать все настройки дайректвейва, а потом увидел в ютубе, что Павел Уоллен снял видое по этой теме и рассказал всё в подробностях. Посмотрите.

Альтернативные и менее жручие плагины. Так себе оптимизация FL Studio.

Ну а что? Порой встречаются такие годные альтернативы, да ещё и с работающим слайдом и прочими вкусностями, что диву даёшься. Есть такая мудрая поговорка: богат не тот, у кого больше всех, а кому достаточно того, что он имеет. Хотя такие палгины все же редкость.

Рендеринг всех дорог в wav — тоже оптимизация FL Studio. Досведение и общий мастеринг в отдельном проекте.

Тут стоит не забывать о том, что может пропасть сайдчейн, некоторые эффекты, снизится гибкость редактирования. В то же время, чем больше wav-дорожек в проекте и чем больше доступной памяти для того, чтоб с ними играться — тем качественней может выйти финальный результат на свежий взгляд. Согласитесь, трудно объективно оценить конечный результат, когда всё хрипит?

Также, очень хорошим вариантом будет работать над сведённым проектом с пре-мастерингом, доработать всю структуру и эффекты. А потом уже экспортировать его в WAV 24 bit и закинуть новый проект, где мастеринг уже будет допилен до ума с учётом референсов.

Оптимизация FL Studio в настройках DAW

Не поставил на первое место, потому что вроде как ну совсем очевидно. Однако расскажу одну правдивую историю: Встретил я как-то старого битмейкера, есть продажи, качество на хорошем уровне. Смотрю, проекты лагают у него очень сильно и сам он жалуется что мол комп плохой, пора уже новый брать. Я ради интереса залез в audio settings в buffer length, а там значение 256 стоит. Ну я и выставил 2048. Разумеется, проект лагать перестал, а он с ошалевшими глазами стоит и смотрит на меня. Выходит, далеко не все об этом знают.

В общем, зависимость следующая: меньше цифры = меньше задержка при проигрывании и нажатии, но больше лагает. Больше значение цифр = больше задержка, но меньше лагает. Разумеется это не касается ASIO драйверов вашей внешней звуковой карты. Там другие правила игры.

Как правило, сначала набрасывают всё при значении в 512 и когда уже дальше можно обойтись без миди-клавы — включают 2048. Кстати, естественная задержка при игре на настоящем фортепиано не более 80 ms.

В resampling quality значение ниже, чем 24 point sinc лучше не выставлять.

Освобождение памяти

Освобождение памяти на диске С, покупка дополнительных дисков к системе и размещение на них библиотек, плагинов и прочего. Использование NO INSTALL раздач. Об этом будет подробнее в другой статье.

64 или 32

Переход с 32-разрядной Windows на 64-разрядную. Покупка дополнительных слотов оперативной памяти, если стоит 64-разрядная Windows. Тут все просто и понятно и думаю дополнительных объяснений не требует.

Оптимизация FL Studio через реестр.

Есть, кстати, ещё инфа такая, что с помощью проделанной операции ниже, можно разогнать производительность для FL.

Открываем от имени админа реестр и ищем ключ:

HKLMSYSTEMCurrentControlSetControlPowerPowerSettings54533251-82be-4824-96c1-47b60b740d00cc5b647-c1df-4637-891a-dec35c318583

в значении Attributes вместо 1 ставим 0

И в ключе:

HKLMSYSTEMCurrentControlSetControlPowerPowerSettings54533251-82be-4824-96c1-47b60b740d00ea062031-0e34-4ff1-9b6d-eb1059334028

тоже в значении Attributes вместо 1 ставим 0

В результате, эти два параметра настроек парковки ядер – соответственно «Минимальное число ядер в состоянии простоя» и «Максимальное число ядер в состоянии простоя» станут доступными для изменения из визуального интерфейса Windows управления электропитанием, где они по умолчанию, само собой, недоступны. Больше ничего при этом не изменится.

Теперь заходим в Панель управленияВсе элементы панели управленияЭлектропитание и меняем на «высокая производительность»

Далее.. Настройка схемы электропитанияИзменить дополнительные параметры питанияУправление параметром процессора

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий