Окарина. Что это такое и как сделать свистульку из глины своими руками

Одной из самых интересных игрушек из глины является свистулька. Создание свистульки — дело несложное, если понимать сам принцип возникновения звука. На этом занятиимы рассмотрим все необходимые условия для получения свистаи изготовим интересную игрушку-свистульку. Небольшой кусок глины и стек – это минимальный необходимый набор для нашего урока. Чтобы изготовить стек для свистульки потребуется любая щепка или другой отрезок древесины. Лучше использовать плотные породы, но даже они все равно будут портиться. Поэтому приготовьтесь, что для создания большого количества свистулек потребуется и большоеколичество одинаковых стеков. Я изготовил из березы двухсторонний стек. Рабочая поверхность его представлена плоской палочкой, длиной не больше пяти сантиметров, шириной 3-4мм. и толщиной 1–1,5мм.В зависимости от желаемого звука нужно выбирать и величину стека, размер которого влияет напрямую на размер отверстий. Мой стек имеет два различных по параметрам торца для маленьких и средних свистулек.В процессе эксплуатации древесина намокает, а плотная глина будет деформировать тонкий стек, что неизбежно приведет к его поломке. Итак, весь смысл получения свиста – в разрезании потока воздуха. А вот качество и тонполучаемого звука зависит от множества параметров, которые мы рассмотрим в процессе.По схеме свистулька состоит из воздушного резервуара, язычка, разрезающего воздух, отверстия для подачи воздуха и отверстия для отвода воздуха. Воздух проходит по отверстию-желобу и попадает на язычок, который разрезает потоки направляет часть воздуха в резервуар, а часть сразу наружу через отводное отверстие. Из куска глины сделайте сосуд. Сужайте отверстие сосуда так, чтобы внутри оставался воздух. Сужение производится до полной закупорки отверстия. Так образуется тонкий желоб, пока еще без отверстия. На этом этапе уже нужно представить себе форму будущего изделия, чтобы максимально приблизиться к ней сейчас, опуская детали. Когда получим свист, его легко испортить при формировании самого изделия и наоборот, если целиком сделать изделие, при создании свистульки можно испортить форму. Глину на свистульку нужно брать довольно плотную, чтобы она не меняла формуот легкого прикосновения и под собственной тяжестью. Я буду лепить свистящего поросенка. Начальная форма похожа на каплю. Размер резервуара будет влиять на характер звука. Большой размер сделает звук глухим. Поэтому нет смысла делать тонкие стенки изделия и держать внутри много воздуха. Так, размер резервуара у менясравним с одной фалангой большого пальца руки. Форма готова. Теперь наметим стеком выходное отверстие и вынем глину до самогорезервуара. Получился колодец. Важно, что стенка колодца, расположенная к желобу должна совпадать с краем резервуара. Иначе воздух, идущий по желобу, не будет иметь четкой направленности и звука не получится. Если вместо края стенки пустота, аккуратно заполнитеее небольшими кусочками глины на конце стека и плотно прилепите до желаемого результата. Большой колодец тоже не нужен по той же причине – поток воздуха будет неплотным. Теперь нужно сформировать само отверстие желоба и язычок. Есть два пути.Либо мы протыкаем намоченным стеком отверстие в желобе, попутно удаляя ненужные кусочки глины из отверстия, а затем делаем язычок, либо делаем язычок, вынимая часть глиныу колодца со стороны, противоположной желобу, с учетом будущего направления отверстия подачи воздуха. Положение язычка можно немного регулировать для получения звука, а вот отверстие подачи воздуха будет стационарным. Отверстие желоба должно упираться в язычок. Теперь уже можно попробовать посвистеть. Если все указания выполнены правильно, вы уже получите какой либо звук. Моя заготовка запела сразу. Я только слегка утопил язычок и увеличилзвонкость. Положения язычка определяет пропорции разделяемого воздуха. Если большая часть уйдет внутрь – звук будет более глухим. Очень важно, чтобы поверхность резервуара была гладкойи плавно-округлой. Это создаст наименьшее сопротивление звуку, и он будет чище. В отверстиях не должно быть ни крошки, которые мешают движению воздуха. Теперь осталось оформить само изделие. Я прилепил налепы на щеки – эффект раздутия,на нос кольцо, приделал ушки и кепку на голову. Стеком нарисовал прищуренные глаза, имитирующие старания поросенка спеть. На низсделал для устойчивости пару ножек. Вот такой декоративный хрюшка получился, да ещеи музыкальный. http://spleteno.ru/publications/glina/21-svistulka-kak-sdelat-svistulku.html

Маленький, незатейливый предмет нашел широкое применение в жизни людей. Это музыкальный инструмент, детская игрушка, сигнальное приспособление, привлекательный сувенир. Звучащая неимоверно красиво, свистулька привлекает все больше меломанов. Заниматься на ней очень интересно и приятно, музыканты с большим удовольствием обучаются игре на этой миниатюрной флейте.

Что такое свистулька

Духовой инструмент окарина имеет мягкое, успокаивающее звучание. Ее звук обладает холодным тембральным окрасом, а высота, яркость исполняемой мелодии зависит от размера инструмента. Чем больше объем звуковой камеры, тем ниже и глуше звук. И наоборот, маленькие изделия звучат громче, ярче, резче.

image

Звуковая волна возникает за счет пульсации воздушной струи. Попадая в камеру с пониженным давлением из зоны нормального давления, она начинает пульсировать. Разрежение создается при соприкосновении с язычком, рассекающим воздух и заставляющим его вибрировать. Вибрации передаются на корпус, возникает резонанс.

Существуют творения мастеров, которые свистят, гудят, дудят. Несколько веков назад народные умельцы изготавливали инструмент, который даже гремел. Его так и называли – грематуха. Однако особое внимание заслуживает свистулька-соловей. Перед началом игры внутрь заливают немного воды. Звук получается вибрирующим, волшебным, сказочным, напоминает пение соловья.

Строение свистульки

Конструкция окарины очень проста – это обычная закрытая камера, дополненная свистковым устройством, отверстиями для изменения тона. Существуют изделия, обладающие самыми различными формами. Классическое устройство выглядит как яйцо, другие разновидности могут быть сферической, сигарообразной формы. Также встречаются изделия в виде птиц, ракушек, рыбок.

Количество отверстий для пальцев также может быть разным. Маленькие дудочки без отверстий или с одним отверстием называются свистками, их используют на охоте, как устройство, подающее сигнал. Благодаря небольшим размерам их подвешивают на шею.

В классической окарине проделано 10 отверстий, в других инструментах их число может варьировать от 4 до 13. Чем их больше, тем шире диапазон. Нужно отметить, что каждый мастер владеет индивидуальной манерой проделывания отверстий: сечение бывает продолговатой, овальной, прямоугольной, круглой формы.

При игре музыкант для вдувания воздуха используют мундштук. Свистковая конструкция дополнена каналом воздуховода, окном, рассекателем воздушной струи, называемым язычком.

image

История

Первые сведения о музыкальных диковинках датируются четвертым веком до нашей эры. Это были китайские керамические творения мастеров, именуемые «сюнь». В древности примитивные флейты изготавливали из того, что можно было найти в природе: орехи, раковины, останки животных. Африканские деревянные окарины с 2-3 отверстиями использовали пастухи, а в тропических местностях их подвязывали к себе путешественники для того, чтобы дать о себе знать.

Предшественники современной окарины использовались по всему миру, они встречались в Европе, Африке, Латинской Америке, Индии, Китае. В классической музыке ее начали использовать около 150 лет назад благодаря знаменитому итальянцу Джузеппе Донати. Мастер не только изобрел свистульку, настраивающуюся под европейский музыкальный лад, но и создал оркестр, гастролировавший по многим странам. Участниками коллектива были музыканты, играющие на окаринах.

Русский народный старинный инструмент обладал нешироким диапазоном, играл декоративную роль. Народные умельцы делали окарины, которые выглядят как барыня, медведь, петух, корова, всадник. Знамениты и особенно ценятся работы филимоновских, карачунских, дымковских, жбанниковских, хлудневских мастеров.

Виды свистульки

Существует большое разнообразие вариантов исполнения окарин. Они различаются по форме, высоте звучания, строению, диапазону, размерам. В качестве материала для изготовления используется дерево, глина, стекло, металл, пластик. Помимо однокамерных изделий, обладающих ограниченными музыкальными возможностями, существуют двух или трехкамерные свистульки, диапазон которых охватывает до трех октав. Также изготавливаются инструменты со специальным механизмом, позволяющим изменять его строй.

Окарины используются во многих оркестрах: народных, симфонических, струнных, эстрадных. Они прекрасно сочетаются с другими инструментами, добавляя неповторимый шарм каждому произведению независимо от жанра. По строю окарины могут быть хроматическими или диатоническими. Их регистр изменяется от сопрано до контрабаса.

Использование

Наряду с применением в музыке, свистулька имеет ряд других назначений. Издревле она участвовала в различных торжествах, религиозных обрядах, помогала зазывать покупателей на ярмарках. В языческие времена люди верили, что свист отпугивает нечистую силу, а также способен вызвать дожди, ветер. Их носили как оберег: силуэт коровы – приносил здоровье в семью, пирамидка – достаток, а утка – была символом плодородия.

Во многих русских селах свистульку использовали для зазыва весны. Люди верили, что свист, имитирующий пение птиц, отпугивает холода, привлекает теплое время года. Сегодня декоративная окарина – это оригинальный сувенир, увлекательная игрушка, которая позабавит своим неповторимым веселым звучанием.

Вот пришла весна, которая так радует своим теплом. Природа просыпается, и все начинает зеленеть. Именно в такое время хочется вырваться на природу, посидеть у костра с шашлыком или просто погулять лесом. А чтобы отдых был еще и интересный, особенно если поехали на природу с семьей, детьми, можно сделать малышу подарок.

Притом подарок собственноручный, который можно осуществить буквально за 10-15 минут, если уметь оперировать ножом. И подарок будет называться – свисток из ивового прута. Ивы вдоль озер хватает, а значит найти ее не должно составить труда. Кстати, такие свистульки в деревне делали детям в давние времена. И это не магазинная безделушка, тут и звук другой, и экологически чистый он, но и главное, свисток сделанный собственноручно лучший подарок. А если делать вместе с ребенком, он обязательно его будет беречь. Но ближе к делу, займемся процессом.

Перед тем, как начать, напомним, что делать это можно лишь весной, когда течет березовый сок, то есть проходит сокодвижение у деревьев. А теперь за дело, берем нож, и делаем все, как указано ниже.

Сначала выбираем ровный прут. Толщина должна быть примерно полтора сантиметра в диаметре. Притом смотрим, чтобы был участок около 5-10 сантиметров без сучков и даже почек. Теперь, со стороны, где тоньше, обрезаем прут полностью за почкой. Именно от этого места начинается будущий свисток. Заканчиваться он будет на расстоянии 5-9 сантиметров, такой он будет длины. Вот именно на таком расстоянии, допустим 7 сантиметров, лезвием ножа делаем зарез перпендикулярно пруту вдоль всей окружности. Зарез глубиной на толщину коры. Задача теперь, чтобы отделить кору от ветки. Это делается очень легко, для этого аккуратно в пол силы постукиваем рукояткой ножа вдоль всей коры, которую нужно снять. Во время постукивания она отстает, но делать это нужно аккуратно, удар посильнее просто разобьет ее. Когда всю кору обстучали, обхватываем ее ладонью и начинаем крутить в одну из сторон, она должна отслоиться.

Если все нормально, и она поддалась, она уже легко слезет с ветки, но если она не поддается, значит нужно еще немного постучать. Когда кора отслоилась, прежде чем ее снять, делаем надрез со стороны противоположной краю в виде насечки, чтобы образовалось небольшое отверстие. Надрез делать на расстоянии 2 см от края. Ширина его вдоль ветки около 3 мм, поперек – не более сантиметра. Получилось маленькое окошко, через которое будет проходить звук. Теперь аккуратно снимаем кору и откладываем в сторону. А займемся дальше веткой без коры. От нее с каждой стороны вырезаем кусочки, чтобы их можно было обратно засунуть на свое место. Со стороны надреза кусочек должен быть такой длины, чтобы, поместив его обратно на место, он заканчивался ровно на середине надреза в коре (тот, что сделан для звука).

С противоположной стороны нужно вырезать кусочек, чтобы он не доходил 2 см до этого надреза. Теперь слегка засовываем кусочек что больше, а от меньшего немного снимаем дерева. Это делается для того, чтобы можно было с той стороны дуть, куда будет помещен данный кусок дерева. Помним, что срез должен быть маленьким, лишь 1-2 мм должно быть открытым внутри. Теперь можно его засовывать, чтобы он влез ровно до середины отверстия в свистке. И… можно свистеть. Только помним, что противоположный кусочек дерева, тот, что больше, не полностью помещен в кору, это для того, чтобы, засовывая его, можно было отрегулировать звучание. Когда все нормально, можно слегка обрезать ножом все лишнее и дать ребенку новую игрушку, которая, кстати, свистит природным звуком и довольно громко. Правда высота звука зависит от толщины дудочки, расстояний между отверстиями, поэтому предугадать точно, как будет она звучать, невозможно. Но одно верно, что звучать будет, если сделано все по этим описаниям. Как видим, можно обычным перочинным ножом сделать неплохой свисток. Это природный свисток, который должен научиться делать каждый. Ведь в такие моменты мы учимся жить в природе. А еще можно поразить друзей и знакомых при совместном отдыхе своими умениями. Тогда точно скажут, что у вас «золотые руки».

Автор: · 11.12.2013

Нашим предкам было тяжелее. Чтобы порадовать ребенка, зачастую приходилось обходиться простенькими самодельными игрушками. Но каждая из этих самодельных игрушек — была поистине гениальным изобретением. Как ни крути, но если вы проследите историю развития любой самой навороченной современной фирменной игрушки, вы непременно убедитесь в том, что у ее истоков стоит какая-нибудь древняя «деревянная» поделка, столь же простая, сколь и гениальная. Как и все гениальное — древние игрушки не стареют и всегда могут составить конкуренцию самым успешным своим потомкам.

Помнится, как-то на даче я сделал маленькому сыну простейшую деревянную свистульку, которую научил меня делать мой отец в далеком детстве. И видели бы вы, какая очередь из его приятелей мгновенно выстроилась ко мне с просьбой сделать им такую же. А место моего сынишки в иерархии мальчишеской стаи резко поднялось вверх.

А чтобы убедиться в этом, мы сейчас попробуем сделать с вами самую что ни на есть простую деревянную свистульку. Своими руками, в присутствии ребенка. И даже позволим ему немного принять участие в процессе. Поверье, для него наблюдать процесс рождения игрушки — это будет настоящее чудо! Итак, нам потребуется ровный ивовый прут, толщиной 7-10 миллиметров. Почему ивовый? Потому что с ивового прута — очень легко можно снять кору, не повредив ее. А это, как мы увидим в дальнейшем, для нас очень важно. Кроме того — ива растение с ломкими ветвями, а значит — вам не придется портить живое растение. Достаточно просто прогуляться после свежего ветерка под ивовым деревом, чтобы собрать пучок веток, именно таких, какие нам требуются.

Теперь обрезаем ветку по границе ровного участка. На другом конце участка делаем кольцевой надрез, так как это показано на рисунке 1. Надрез должен быть достаточно глубоким и слегка (именно слегка) цеплять древесину. Чтобы убедиться, что весь слой коры действительно прорезан, можно снять колечко 1-2 миллиметра толщиной

Рис 1 После этого начинаем слегка «обстукивать» кору маленьким молоточком по кругу во всех местах. Вместо молоточка можно использовать рукоятку ножа (рисунок 2). Вместо простукивания можно также «прокатать» веточку. Делается это с той целью, чтобы кора впоследствии легче ослаивалась от древесины. Рис 2 Делаем на веточке вырез, такой формы, как это показано на рисунке 3. После этого аккуратно, вращательными движениями пытаемся снять кору с веточки, не повредив ее. Торопиться не стоит, если кора не снимается, надо постучать по ней еще раз и попробовать снова. В конце-концов она обязательно снимется (рисунок 4). Рис 3 Рис 4 Теперь аккуратно от оставшейся без коры ветки отрезаем ножом «кругляшок» как раз по линии нашего выреза, так как это сделано на рисунке 5. Рис 5 После чего срезаем бочок кругляшка (рисунок 6). Рис 6 Не старайтесь срезать его абсолютно ровно, все равно не получится. Да нам это, собственно, и не надо. Если срез получится клинообразным, как на нашем рисунке — это только к лучшему, — регулировать звук будет проще. Вставляем обрезаный кругляшок на прежнее место, срезом кверху. Если срез у нас получился косым, то узким местом ставим его к отверстию (Рисунки 7 и 8). Рис 7 Рис 8 Не беда, мы его сейчас отрегулируем. Отрезаем оставшийся конец палочки, вставляем ее в открытый конец трубки и двигая палочку вперед-назад подбираем максимально приятный тембр свиста(рисунок 9). После чего обрезаем выступающую часть ветки и свисток готов! (рисунок 10) Рис 9 Рисунок 10 Внимание! Наша свистулька дает довольно громкий свист. Поэтому самое лучшее место для упражнений — дача или загородный дом, но не городская квартира. Ну и напоследок один совет. Если вам удастся отыскать ивовый прут с достаточно длинным участком ровной коры, сантиметров 10-15, то вместо свистульки вы можете сделать простейшую самодельную свирель. Делается она точно так же как свистулька, только вместо того чтобы подбирать тембр звука просто заткните открытый конец деревянной пробкой, а на оставшемся пространстве проделайте в коре 3-4 отверстия, так, чтобы их можно было одновременно заткнуть пальцами руки. Открывая поочередно те или иные отверстия, мы сможем воспроизвести простейшие мелодии. Разумеется, наши ноты не будут соответствовать натуральному звукоряду, но нам оно и не нужно. Главное, чтобы мелодия была приятной. Источник Содержание

Глину вынимают из земли в уже известных местах. В средней полосе России этот природный ископаемый материал можно отыскать практически везде. Глина должна предварительно вылежаться несколько месяцев в большой емкости. В нее надо периодически подливать воду и накрывать сверху пленкой для относительной герметичности.

Возьмите вымоченную глину, разложите ее на куске ткани и высушите. Затем разбейте куски молотком до сыпучего состояния песка, положив их предварительно в мешковину. Просейте глиняный песок через сито.

Снова залейте водой в соотношении 1:2 на одни сутки. Достаньте глину и, выложив на плоскую поверхность, подсушите до рабочего состояния.

Игрушки из глины

image

Птичка-свистулька

Для того, чтобы слепить поделку, вам понадобится:

  • подготовленная глина;
  • печь;
  • палочки, стеки.

Наши предки в каждой деревне знали, как сделать свистульку из глины, чтобы порадовать ребятишек. Технология не утрачена, а промысел возрождается, и сегодня во многих магазинах можно приобрести востребованные глиняные игрушки. Можно сделать самим вот такую городецкую свистульку.

  1. Скатайте шарик величиной с куриное яйцо. Сделайте вмятину в центре большим пальцем руки.
  2. Оберните глиняный блин вокруг пальца. Не снимая, сформируйте голову нашей поделки.
  3. Снимите с пальца заготовку и аккуратно соедините края отверстия, сохраняя полость внутри игрушки.
  4. Сгладьте мокрыми пальцами бока свистульки.
  5. Вырежьте в нижней части хвоста отверстие.
  6. Положите палочку вдоль отверстия и перекиньте через нее заплатку из глины.
  7. Проверьте свистульку на музыкальные качества. Их можно корректировать, увеличивая и уменьшая размеры отверстий.
  8. Теперь начинается лепка декоративных деталей игрушки, используя воду в качестве клея. Вылепите лапки для лучшей устойчивости, гребешок, клюв и глаза. Нанесите стеком рисунок на крыльях.
  9. Сделайте по бокам две небольших сквозных дырочки для возможности менять тональность мелодии и извлекать не только звук, но и музыку.
  10. Влажной губкой сгладьте все шероховатости, оставьте подсыхать на 3-4 часа, а затем поставьте обжигать в печь при температуре 800оС на 8 часов.
  11. После обжига свистулька может немного изменить тональность звучания.

ИНТЕРЕСНО:   Как слепить дракона из полимерной глины

image

Костромской петушок

Принцип изготовления тот же, за исключением нескольких нюансов:

  • тонкие линии рисунка, характерные узоры и изящность обработки;
  • сырье – красная глина;
  • нанесение глазури.

Для украшения глиняной игрушки глазурью необходим двойной обжиг. Первый предварительный длится 1 час при температуре 200оС. Далее на глину наносится слой глазури, и поделка снова помещается в печь на несколько часов.

image

Глазурь, это стеклянный сплав (керамзит), который лучше приобрести в магазине. Кстати, наносить ее не обязательно на всю поверхность. Можно пофантазировать и сделать глазурью рисунок на свистульке.

Дымковские игрушки

image

Эти глиняные поделки известны по всему миру. Делаются свистульки так же, как и другие, но отличаются веселыми красками. Традиционно обожженную глину в селе Дымково раскрашивали темперой и натуральными красителями, изготавливая их на молоке и яйцах. Сейчас можно легко заменить их акриловыми красками. После того, как закончена лепка и обжиг, возьмите в руки кисть и раскрасьте дымковскую свистульку, не забывая, что основной фон должен быть белым.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий